Бейлин Борис

У садовых товариществ появился способ заработать на содержание дорог -
("Вести ФМ" -- "http://radiovesti.ru/articles/2012-08-21/fm/63410")

Дорога_на_полигонВ Тульской области суд вынес решение, которое может стать прецедентом в масштабе страны. Заокский районный суд фактически подтвердил право собственника взимать плату за пользование дорогой, проходящей по его земле. Подробнее об этом - корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Бейлин: Многочисленные садовые товарищества и дачные кооперативы часто располагаются вплотную друг к другу и имеют одну вроде бы общую дорогу. Это рождает споры: кто именно должен платить за ремонт того или иного участка пути. Только товарищество, по которому проходит этот отрезок дороги или также и соседние СНТ? Ведь дорогой же пользуются все.

Интернет-издание "Маркер" пишет о судебном разбирательстве по этому поводу, правда, на индивидуальном уровне. С иском обратился владелец 8 соток Сергей Холмогоров. Он пожаловался на свою соседку - индивидуального предпринимателя Светлану Андрееву, которой принадлежат сразу 55 гектаров земли. По этому огромному участку проходит дорога, которой ранее пользовался Холмогоров. Андреева слегка отремонтировала этот путь, перегородила его шлагбаумом и предложила всем желающим вступить в садовое некоммерческое партнерство для пользования дорогой. Но не бесплатно - разовый вступительный взнос в партнерство Андреева установила на уровне 140 тысяч рублей. Суд рассмотрел этот вопрос и отказал Холмогорову.

Эксперты указывают, что владелец участка не вправе ограничивать свободу передвижения соседей. Это противоречит Гражданскому кодексу, отмечает генеральный директор Исследовательского агентства "Инфраньюс" Алексей Безбородов.

Безбородов: Дорогу купить это одно, условно говоря, построить по концессии или еще каким-то способом. А купить участок дороги и не пускать никого по ней - это совершенно другая история. Это нереальная история.

Бейлин: В Гражданском кодексе говорится о сервитуте. Это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Гражданин вправе требовать от владельца участка предоставления проезда или прохода, а так же места для прокладки трубопровода или линии электропередачи, если другой вариант проезда невозможен. Однако тот же Гражданский кодекс указывает, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать "соразмерную плату" за пользование его участком. Так что Андреева, требующая от соседей по 140 тысяч рублей за проезд, закон не нарушила, считает руководитель компании "Земельных дел контора" Илья Свиридов.

Свиридов: Если по землям, которые принадлежали этой женщине, проложили дорогу к участку этого конкретного человека, то она имеет законное право взимать за пользование своей территорией плату. Это договорной вопрос. Стороны должны прийти к согласию. Если согласия нет, то последует судебное разбирательство.

Бейлин: Правда, в этом конкретном случае неясно, каким образом Андреева стала владельцем дороги. Если путь был проложен до получения права собственности, то кто дал право его приватизировать? Если дорогу построила сама Андреева, то непонятно, на каком основании это было сделано, отмечает генеральный директор компании "Гео Девелопмент" Максим Лещёв.

Лещев: Это ее участок. Она что хочет, то и делает. Хозяин барин. Единственно, что я не понимаю, на каком основании администрация разрешила изменить категорию разрешенного использования земельного участка для размещения дороги.

Бейлин: Отмечу, что в этом деле есть еще одна интересная деталь. На момент разбирательства дела в суде Андреева открыла шлагбаум. То есть формально она никому не мешала проезжать по ее участку. После судебного решения шлагбаум был опущен. Тем самым Андреева подала пример многим СНТ, в собственности которых есть проселочные дороги. Таким способом вполне можно заставить соседей выделять деньги на ремонт общего пути. - сообщает "Вести ФМ" на странице http://radiovesti.ru/articles/2012-08-21/fm/63410

 

Используются технологии uCoz